Профессиональные требования
|
1. Разрешение вопросов, связанных с соблюдением принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности.
|
а) назначить отдельное лицо или группу лиц для осуществления руководства
|
· должностная инструкция
· приказ
|
б) определить обстоятельства, при которых было бы уместным документальное оформление принятых решений в отношении вопросов, связанных с соблюдением принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности
|
· внутренний стандарт, кодекс этики
|
в) требовать проведения необходимых профессиональных консультаций
|
· внутренний стандарт
|
2. Доведение до сведения работников целей и процедур, применяемых в отношении принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения.
|
а) информировать работников об общих целях и конкретных процедурах, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также о том, что они должны знать эти цели и процедуры;
|
· кодекс этики
· внутренний стандарт
· подписи работников об ознакомлении
|
б) придавать особое значение независимости мышления в процессе обучения работников, а также в процессе контроля в ходе аудита;
|
· программы обучения
|
в) своевременно информировать работников о тех аудируемых лицах, по отношению к которым должны выполняться требования независимости, в том числе:
· составить и вести список аудируемых лиц, лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, и других лиц (аффилированных, ассоциированных и т.д.);
· предоставить указанный список работникам, которым он будет необходим для определения ими своей независимости;
· установить процедуры по уведомлению работников об изменениях, внесенных в список.
|
· внутренний стандарт
· список лиц, по отношению к которым должны выполняться требования независимости
· подписи работников об ознакомлении
|
3. Осуществление регулярного наблюдения за соблюдением общих целей и конкретных процедур в отношении принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности, а также норм профессионального поведения, определяемых в соответствии с Кодексом этики аудиторов России.
|
а) обеспечить представление ежегодно работниками письменных заявлений, подтверждающих, что:
· работники ознакомлены с общими целями и конкретными процедурами, применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором);
· запрещенные инвестиции не осуществляются и не осуществлялись в течение определенного периода;
· не существует запрещенных отношений и не осуществлялись операции, не соответствующие принципам аудиторской организации (индивидуального аудитора);
|
· письменные заявления работников
|
б) возложить ответственность за разрешение каких-либо исключительных ситуаций на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
|
· внутренний документ (положение, стандарт и т.п.)
· должностная инструкция
· приказ
|
в) возложить ответственность за получение письменных заявлений и проведение анализа на предмет полноты документации, подтверждающей соблюдение принципа независимости, на лицо или группу лиц с соответствующими полномочиями;
|
· внутренний стандарт
· должностная инструкция
· приказ
|
г) периодически анализировать взаимоотношения аудиторской организации (индивидуального аудитора) с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, с целью выявления тех случаев, которые наносят ущерб независимости или содержат признаки нанесения такого ущерба;
|
· бланк по независимости
|
д) разработать процедуры, направленные на разрешение этических конфликтов и снижение (устранение) риска потери независимости;
|
· внутренний стандарт
|
е) проводить процедуры, предусматривающие периодическую (не реже одного раза в 7 лет) смену руководителя и ведущих работников, осуществляющих аудиторскую проверку одного и того же лица.
|
· внутренний стандарт
|
Профессиональная компетентность
|
1. Реализация программы, разработанной аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) для привлечения квалифицированных работников, путем планирования потребностей в работниках, определения целей найма на работу и установления квалификационных характеристик для лиц, занимающихся подбором кадров.
|
а) определять потребность в работниках всех уровней, устанавливать количественные показатели для найма исходя из состава текущих аудируемых лиц и лиц, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги, ожидаемого развития аудиторской организации и увольнения работников;
|
· аналитические таблицы по определению потребности в персонале
· графики аудита
|
б) разработать программу найма работников, которая предусматривает:
· установление направлений поиска потенциальных работников;
· методы установления контактов с потенциальными работниками;
· методы привлечения потенциальных работников и ознакомления их с деятельностью аудиторской организации (индивидуального аудитора);
· методы оценки и отбора потенциальных работников с целью направления им предложений о найме на работу;
|
· программа найма персонала
|
в) информировать лиц, занимающихся вопросами найма, о потребностях в работниках и целях найма;
|
· заявка на поиск сотрудника
|
г) возложить на уполномоченных лиц ответственность за решение кадровых вопросов;
|
· должностная инструкция
· приказ
|
д) проводить анализ эффективности реализации программы найма на работу, в том числе:
· проводить периодически проверку выполнения программы найма для определения того, соблюдаются ли цели и методы найма квалифицированных работников;
· проверять периодически результаты найма с целью определения того, удовлетворяется ли потребность в работниках.
|
· контрольные листы
· аналитические таблицы
|
2. Установление квалификационных требований и разработка методических рекомендаций для оценки потенциальных работников всех уровней.
|
а) определить качества, которыми должен обладать работник (интеллект, порядочность, честность и профессиональные способности);
|
· методические рекомендации по оценке соискателей
|
б) определить профессиональные достижения и опыт, необходимые как для начинающих, так и для опытных работников (образование, служебный и профессиональный рост, опыт работы);
|
· положение (или др. документ) об установлении квалификационных требований
|
в) разработать методические рекомендации по найму работников в следующих ситуациях:
· прием на работу лиц, состоящих в родственных отношениях с работниками аудиторской организации (индивидуального аудитора) или аудируемыми лицами;
· повторный прием на работу лиц, ранее работавших в этой же аудиторской организации (у индивидуального аудитора);
· прием на работу работников аудируемого лица;
· прием на работу лиц, у которых возникает риск нарушения принципа независимости в отношении аудируемых лиц;
|
· положение о найме персонала
|
г) собрать биографические данные и документы, подтверждающие квалификацию лиц, принимаемых на работу, в том числе:
· получить анкетные сведения;
· принять заявление о приеме на работу;
· провести собеседование;
· получить сведения об образовании;
· принять к сведению личные отзывы о заявителе;
· изучить рекомендательные письма от прежних работодателей;
|
· заявления
· анкеты
· сведения
· рекомендательные письма
|
д) определить квалификацию принятых работников, в том числе нанятых не по обычным каналам найма (например, поступление на работу в качестве руководящего сотрудника среднего звена или в результате приобретения или слияния организаций), для того, чтобы оценить, отвечают ли они требованиям аудиторской организации (индивидуального аудитора).
|
· методические рекомендации по оценке соискателей
· анкеты
|
3. Ознакомление лиц, подавших заявление о приеме на работу, и принятых работников с целями и процедурами, применяемыми аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), имеющими к ним отношение.
|
а) использовать брошюры или другие способы распространения информации;
б) составить справочник, в котором излагаются цели и методы работы, для распространения среди работников;
в) проводить ознакомительные мероприятия для принятых работников.
|
· должностные инструкции
· внутренние стандарты
· брошюры и справочники
· подписи работников об ознакомлении
|
4. Подготовка методических рекомендаций и требований по непрерывному профессиональному образованию и доведение их до сведения работников.
|
а) возложить ответственность за профессиональный рост работников на лицо или группу лиц, имеющих соответствующие полномочия;
|
· должностные инструкции
· приказы
|
б) обеспечить проверку квалифицированными специалистами разработанных аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) методических рекомендаций (учебных программ);
|
· должностные инструкции
· подписи о контроле
|
в) предоставить принятым работникам для ознакомления сведения о деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора), в том числе:
· подготовить для принятых работников информационные материалы об их профессиональных обязанностях и правах;
· назначить работника, ответственного за проведение собраний, на которых разъяснялись бы профессиональные обязанности и цели деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора);
|
· должностные инструкции
|
г) определить требования по непрерывному профессиональному обучению работников, в том числе:
· рассмотреть требования законодательства Российской Федерации, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональных аудиторских объединений при установлении требований аудиторской организации (индивидуального аудитора);
· поощрять участие работников во внешних программах непрерывного профессионального обучения, включая курсы самостоятельного обучения;
· поощрять участие работников в деятельности аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, рассмотреть вопрос о полной или частичной оплате аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) соответствующих членских взносов и расходов;
· поощрять привлечение персонала к работе в аудиторских профессиональных советах и комиссиях, подготовке публикаций и участию в других профессиональных мероприятиях;
|
· методические рекомендации по профессиональному образованию
· должностные инструкции
· положение о премировании
|
д) проводить анализ программ непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации работников и вести соответствующие записи, в том числе:
· периодически проверять документы по учету участия работников в указанных программах, чтобы определить соответствие такого участия требованиям аудиторской организации (индивидуального аудитора);
· периодически проверять отчеты об оценке и другие документы по учету участия, подготовленные в связи с программами непрерывного профессионального обучения и повышения квалификации, с тем чтобы определить, насколько эффективно выполняются программы и способствуют ли они осуществлению задач аудиторской организации (индивидуального аудитора); при необходимости рассмотреть вопрос о подготовке новой программы, пересмотре или прекращении реализации неэффективных программ.
|
· методические рекомендации по профессиональному образованию
· должностные инструкции
· подписи о контроле
|
5. Предоставление работникам информации о новшествах и изменениях профессиональных регламентирующих документов и материалов, в которых изложены цели и процедуры, применяемые аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также поощрение работников к самостоятельному повышению квалификации.
|
а) обеспечивать работников профессиональной литературой, информирующей о новшествах в области профессиональных регламентирующих документов, в том числе:
· материалами общего характера, например нормативными актами по вопросам бухгалтерского учета и аудита и другим направлениям;
· справочниками, содержащими информацию о целях и процедурах, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), при этом справочники следует периодически обновлять в соответствии с последними нововведениями и меняющимися условиями;
|
· библиотека профессиональной литературы и нормативных документов
|
б) разработать или приобрести материалы для учебных программ, реализуемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором), а также произвести отбор преподавателей, в том числе:
· сформулировать цели учебных программ и требования к уровню образования и (или) опыту работы для участия в этих программах;
· обеспечить привлечение преподавателей с квалификацией, соответствующей как содержанию учебных программ, так и методике преподавания;
· предоставить участникам учебных программ возможность оценить содержание программ и преподавателей;
· предоставить преподавателям возможность оценить содержание учебных программ и уровень их участников;
· обновлять по мере необходимости учебные программы с учетом последних достижений, меняющихся условий и отчетов об оценке программ;
· обеспечить создание библиотеки или других информационных средств, содержащих необходимые нормативные акты и другие материалы по профессиональным вопросам.
|
· методические рекомендации по профессиональному образованию
· учебные программы
· библиотека профессиональной литературы и нормативных документов
· положение об установлении квалификационных требований (др. документы, например, должностные инструкции с соответствующим разделом)
· оценочные листы
|
6. По мере необходимости реализация учебных программ, обеспечивающих потребность аудиторской организации (индивидуального аудитора) в работниках, обладающих специальными знаниями.
|
а) реализовывать программы по развитию и поддержанию надлежащего уровня компетентности работников в специализированных отраслях и областях, в том числе в вопросах компьютеризированного аудита и методах статистической выборки
|
· методические рекомендации по профессиональному образованию
· учебные программы
|
б) поощрять участие работников во внешних программах обучения, встречах и конференциях с целью приобретения экспертных знаний в сфере профессиональной деятельности, а также знаний в отдельных отраслях;
|
· методические рекомендации по профессиональному образованию
· положение о поощрении
|
в) обеспечить работников технической литературой по специализированным областям и отраслям.
|
· библиотека профессиональной литературы и нормативных документов
|
7. Определение квалификационных характеристик для различных уровней ответственности в аудиторской организации (у индивидуального аудитора).
|
а) подготовить методические рекомендации с описанием обязанностей работников каждого уровня, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности, включая:
· наименование должности и связанные с ней обязанности;
· опыт работы (который может быть выражен в виде стажа), необходимый для продвижения на следующий уровень;
|
· методические рекомендации с описанием обязанностей работников каждого уровня, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности
· положение об установлении квалификационных требований
· должностные инструкции
|
б) определить критерии, которые будут приниматься во внимание при оценке результатов индивидуальной работы и профессионального уровня, в том числе:
· знания в профессиональной сфере;
· способность осуществлять анализ и выносить профессиональные субъективные суждения;
· навыки общения;
· способности лидерства и преподавательские способности;
· установление взаимоотношений с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги;
· личное отношение к работе и профессиональная манера поведения (характер, интеллект, мотивация и наличие стремления к профессиональному росту);
· аудиторская квалификация, необходимая для повышения до уровня, позволяющего выполнять контрольные функции;
|
· методические рекомендации с описанием обязанностей работников каждого уровня, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности
|
в) использовать справочник и другие информационные средства с целью доведения до сведения работников информации о процедурах повышения в должности.
|
· методические рекомендации с описанием обязанностей работников каждого уровня, ожидаемых результатов деятельности и квалификационных характеристик, необходимых для повышения в должности
· справочники
|
8. Оценка работы работников и доведение до их сведения результатов оценки.
|
а) собирать информацию о работе работников и проводить ее оценку, в том числе:
· определить ответственных за проведение оценки, а также требования по каждому уровню с указанием ответственных за подготовку оценочных листов и срока их подготовки;
· информировать работников о задачах оценки их работы;
· применять для оценки работы оценочные листы, которые могут быть стандартизированы;
· проводить обсуждение оценки работы вместе с лицом, подвергнутым оценке;
· требовать, чтобы начальник работника, проводившего оценку, проверил результаты оценки;
· проверить оценочные листы на предмет того, чтобы работники оценивались не своими начальниками;
· проверять, чтобы оценка работы проводилась своевременно;
· вести персональные дела работников, содержащие документацию, связанную с оценкой их работы;
|
· внутренний стандарт (общие требования)
· должностные инструкции
· приказы
· оценочные листы
· подписи контроля в оценочных листах
|
б) периодически консультировать работников как в отношении их успехов, так и в отношении возможностей их служебного роста, в том числе:
· периодически проводить совместно с работниками оценку их работы, включая оценку их успехов, результатов деятельности, будущих целей аудиторской организации (индивидуального аудитора) и каждого работника, возможности служебного роста;
· периодически оценивать руководителей аудиторской организации на основе оценки, данной вышестоящими или равными по служебному положению работниками, и консультировать их на предмет наличия у них квалификации, необходимой для выполнения соответствующих обязанностей;
· периодически пересматривать систему оценки работы и проводить последующие консультации с целью удостовериться в том, что:
o процедуры оценки работы и ведения документации осуществляются своевременно;
o требования, установленные для продвижения по службе, соблюдаются;
o решения, принимаемые в отношении работников, соответствуют результатам оценки их работы;
o работа более высокого качества получает соответствующее признание.
|
· должностные инструкции
· оценочные листы
· подписи контроля
|
9. Назначение лиц, ответственных за принятие решений о повышении работников в должности.
|
а) возложить на назначенных лиц ответственность за принятие решений о повышении в должности или приостановке повышения, за проведение собеседований по оценке работы с лицами, рекомендованными к повышению в должности, за документальное оформление результатов собеседования и ведение надлежащей документации;
|
· должностные инструкции
· приказы
|
б) проводить при принятии решений о повышении в должности оценку получаемых данных, уделяя надлежащее внимание качеству выполняемой работы;
|
· оценочные листы
|
в) периодически изучать опыт продвижения по службе работников с целью удостовериться в том, что работникам, соответствующим установленным критериям, поручается выполнение более ответственной работы.
|
· должностные инструкции
· анкеты или вопросники
|
|
|
|
|
Поручение заданий
|
1. Изложение подхода аудиторской организации (индивидуального аудитора) к поручению заданий, включая планирование общих потребностей аудиторской организации (индивидуального аудитора) и отдельных ее подразделений, а также меры, предпринимаемые с целью достижения баланса в отношении потребности в работниках для проведения аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования работников.
|
а) определять потребность в кадрах как аудиторской организации в целом, так и ее отдельных подразделений;
б) своевременно определять потребность в работниках в связи с отдельными аудиторскими проверками;
в) определять затраты времени на проведение аудиторских проверок для установления потребности в работниках и составления графика аудиторской работы;
г) учитывать следующие факторы для достижения баланса с точки зрения потребности в работниках для проведения аудита, персональных навыков, индивидуального профессионального роста, а также использования работников:
· объем и степень сложности аудита;
· наличие работников;
· необходимость в специальных знаниях;
· временные рамки планируемой работы;
· преемственность в работе и периодическая ротация кадров;
· возможность обучения работников на рабочем месте.
|
· внутренний стандарт
· программа найма персонала
· аналитические таблицы по определению потребности в персонале
· графики аудита
|
2. Назначение лица или лиц, ответственных за назначение работников для проведения аудиторских проверок.
|
а) учитывать при назначении отдельных лиц:
· требования к работникам и сроку выполнения работы при проведении конкретного аудита;
· оценку квалификации работников с точки зрения опыта, занимаемой должности, образования и специальных экспертных знаний;
· планируемый уровень контроля и участия работников, выполняющих контрольные функции;
· предполагаемое время, которым располагают работники, назначенные для проведения аудита;
· ситуации, когда возможно возникновение проблем, связанных с нарушением принципа независимости и конфликтом интересов, например назначение работника для проведения аудита лица, являвшегося прежде его работодателем или являющегося работодателем родственника работника аудиторской организации (индивидуального аудитора);
б) при назначении работников следует уделять должное внимание преемственности и ротации кадров в целях рационального проведения аудита, а также учитывать возможность привлечения других работников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы.
|
· внутренний стандарт
· должностные инструкции
· приказы (др. документы)
|
3. Обеспечение утверждения графика проведения аудита и назначения работников для проведения аудита.
|
а) предоставить руководству аудиторской организации (индивидуальному аудитору) в случае необходимости для проверки и утверждения список работников, назначенных для проведения аудита, с указанием их квалификации;
б) принять во внимание опыт и профессиональную подготовку работников исходя из сложности аудита и других требований к нему, а также определить необходимый уровень контроля.
|
· внутренний стандарт
· графики аудита
· форма о назначении аудиторской команды
|
Контрольные полномочия
|
1. Установление процедуры для планирования аудита.
|
а) назначить лицо, ответственное за планирование аудита, привлечь к процессу планирования работников, назначенных для проведения аудита;
|
· должностная инструкция
|
б) подготовить справочную информацию об аудируемом лице или проанализировать информацию, полученную в результате предыдущих проверок, а также внести соответствующие корректировки в процесс планирования аудита с учетом изменившихся обстоятельств;
|
· РД с информацией о клиенте
|
в) определить вопросы, которые необходимо отразить в общем плане и программе аудита, в том числе:
· составление предполагаемых программ работы по отдельным направлениям проверки;
· определение потребности в работниках и в их специальных знаниях;
· предварительное определение срока, необходимого для проведения аудита;
· анализ текущих экономических условий, влияющих на аудируемое лицо или сферу его деятельности, и их возможное влияние на проведение аудита;
|
· план аудита
· программа аудита
· графики аудита
· аналитические таблицы по определению потребности в персонале
· РД с информацией о клиенте
|
г) провести анализ факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и на работников, участвующих в проведении аудита.
|
· бланк по независимости
|
2. Установление процедуры для поддержания стандартов качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) при выполнении аудиторской работы.
|
а) обеспечить достаточный контроль на всех административных уровнях, принимая во внимание подготовку, способности и опыт работников
|
· внутренний стандарт
· должностные инструкции
· подписи контроля
|
б) составить методические указания в отношении формы и содержания рабочих документов
|
· внутренние стандарты, включая шаблоны рабочих документов
|
в) использовать стандартизированные формы, контрольные перечни и вопросники в той мере, в какой это будет необходимо для проведения аудита
|
· внутренние стандарты, включая шаблоны рабочих документов
|
г) предусмотреть методы решения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к проведению аудита
|
· внутренний стандарт
· положение об экспертном совете (др. структура, лицо и т.п.)
· протоколы согласования мнений
|
3. Предоставление работникам возможности обучения на рабочем месте в процессе проведения аудита.
|
а) придавать особое значение обучению на рабочем месте, являющемуся важной частью профессиональной подготовки каждого работника, в том числе:
· обсуждать с ассистентами аудиторов взаимосвязь выполняемой ими работы с аудитом в целом;
· привлекать ассистентов аудиторов к выполнению как можно большего объема работы, связанной с аудитом, при условии обеспечения надлежащего контроля за качеством их работы;
|
· методические рекомендации по профессиональному образованию
· план аудита
· программа аудита
· подписи контроля в РД
|
б) придавать особое значение навыкам управления кадрами и включать данные вопросы в учебные программы
|
· методические рекомендации по профессиональному образованию
· учебные программы
|
в) стимулировать работников к обучению и повышению квалификации
|
· положение о премировании
|
г) проводить анализ выполненных поручений для определения того, что работники:
· отвечают требованиям в отношении опыта работы, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование аудиторской деятельности, и профессиональными аудиторскими объединениями;
· приобретают опыт в различных областях аудита и различных отраслях экономики;
· выполняют работу, находясь в подчинении различных руководящих работников.
|
· оценочные листы
· подписи контроля в РД
|
Консультирование
|
1. Определение областей аудита и особых случаев, требующих проведения консультаций, и поощрение работников к получению консультаций и использованию необходимых источников в случае возникновения сложных или необычных проблем.
|
а) информировать работников о процедурах проведения консультаций
|
· брошюры, инструкции или устный инструктаж (отсылка к Положению о контроле качества)
· подписи об ознакомлении
|
б) определить области аудита и особые ситуации, требующие проведения консультаций, включая:
· применение новых нормативных правовых актов;
· отрасли, где существуют особые требования к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита либо составлению финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;
· возникновение проблем в области практики проведения аудита;
· требования по представлению документов, установленные органами государственной власти Российской Федерации, иностранных государств;
|
· внутренний стандарт
· положения
|
в) обеспечивать доступ к справочным материалам и авторитетным источникам, в том числе:
· определить в каждом подразделении аудиторской организации лиц, ответственных за работу библиотеки справочной литературы;
· хранить справочники и издавать документы, в том числе имеющие отношение к специализированным отраслям и областям;
· заключать по мере необходимости соглашения с другими организациями и лицами с целью пополнения информационных ресурсов;
· обращаться с вопросами в соответствующие подразделения профессиональных аудиторских объединений, созданные для их разъяснения;
|
· внутренний стандарт
· библиотека профессиональной литературы и нормативных документов
· должностные инструкции
· приказы
|
г) определить ситуации, создающие угрозу независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их работников и требующие проведения консультаций и выработки мер, направленных на снижение (устранение) риска утраты независимости
|
· Кодекс этики
· внутренний стандарт
|
2. Назначение компетентных работников и определение их полномочий в процессе предоставления консультаций
|
а) назначать работников, ответственных за представление документов в органы государственной власти;
|
· внутренний стандарт
· должностные инструкции
· приказы
|
б) назначать работников, специализирующихся по определенным отраслям
|
· внутренний стандарт
· должностные инструкции
· приказы
|
в) информировать работников об уровне полномочий в процессе выработки ими единого мнения и о процедурах для разрешения разногласий
|
· внутренний стандарт
· должностные инструкции
· положение о консультировании
|
3. Определение объема документации, которую необходимо подготовить по результатам консультаций.
|
а) информировать работников об объеме необходимой документации и об ответственности за ее подготовку
|
· подписи об ознакомлении
|
б) определить случаи, требующие сохранения документации после проведения консультации
|
· внутренний стандарт
· положение о консультировании
|
в) сохранять документацию по результатам консультаций в качестве справочного материала и для исследовательских целей
|
· рабочие документы
|
Работа с аудируемыми лицами и лицами, которым оказываются сопутствующие аудиту услуги
|
1. Установление методов оценки потенциальных аудируемых лиц.
|
а) исходить из того, что оценка включает в себя:
· получение и просмотр имеющейся финансовой (бухгалтерской) отчетности потенциального аудируемого лица, например годовых отчетов, промежуточных отчетов и налоговых деклараций;
· получение у третьих сторон информации, относящейся к потенциальному аудируемому лицу, его руководству и основным руководителям и влияющей на оценку предполагаемого аудируемого лица. Вопросы могут быть адресованы сотрудникам банка, юристам, обслуживающим данное лицо, и другим представителям финансовых и деловых кругов;
· анализ контактов с предшествующим аудитором. Опрос может включать вопросы, касающиеся фактов, имеющих отношение к честности руководства, разногласиям с руководством в связи с учетной политикой, аудиторскими процедурами или другими важными проблемами, а также вопросы, касающиеся мнения предшествующего аудитора о причинах замены аудиторов;
· рассмотрение обстоятельств, которые могут послужить причиной того, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) отнесет данное аудиторское задание к разряду требующих специального внимания или сопряженных с необычными рисками;
· оценку независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора) и их способности оказать услуги предполагаемому аудируемому лицу, включая оценку потребности в знаниях соответствующей отрасли, а также в работниках, оценку ситуаций, оказывающих влияние на независимость, согласно кодексу профессиональной этики аудиторов;
· установление того факта, что заключение договора с клиентом не будет нарушать Кодекс этики аудиторов России;
|
· бланк по оценке клиента и определению возможности принятия обязательства
|
б) назначить лицо или группу лиц соответствующего уровня для оценки полученной информации о предполагаемом аудируемом лице и решения вопроса о сотрудничестве с ним, в том числе:
· рассмотреть типы аудиторских заданий, которые аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не желают принять или могут принять только на определенных условиях;
· обеспечить документальное оформление сделанных выводов;
· установить процедуры проверки факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора), и лиц, назначаемых для участия в данной проверке;
|
· должностные инструкции
· приказы
· бланк по оценке клиента и определению возможности принятия обязательства
|
в) информировать соответствующих работников о процедурах сотрудничества с аудируемыми лицами
|
· брошюры, инструкции или устный инструктаж
· подписи об ознакомлении
|
г) определить лиц, ответственных за обеспечение и контроль соблюдения целей и процедур, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в отношении сотрудничества с аудируемыми лицами
|
· внутренний стандарт
· должностные инструкции
· приказы
|
2. Оценка аудируемого лица в случае наступления определенных событий с целью принятия решения о том, следует ли продолжать отношения с ним.
|
а) определить наступление такого события, включая:
· истечение какого-либо периода времени;
· значительное изменение, касающееся одного или нескольких из указанных факторов: руководящий состав, структура собственности, юридические консультанты, финансовое положение, результат участия в судебном процессе, объем задания, характер деятельности аудируемого лица, наличие обстоятельств, которые могли бы побудить аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) к отказу от сотрудничества с аудируемым лицом, если бы такие обстоятельства существовали во время первоначального принятия решения о сотрудничестве, истечение установленного срока работы руководителя аудиторской проверки и ведущих работников с одним и тем же аудируемым лицом, факторы, оказывающие влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и работников, принимающих участие в аудите;
|
· внутренний стандарт
· бланк по оценке клиента и определению возможности принятия задания
|
б) назначить лицо или группу лиц для оценки полученной информации и принятия решения о продолжении работы с аудируемым лицом, в том числе:
· рассмотреть типы аудиторских заданий, которые аудитор не будет продолжать выполнять или будет продолжать выполнять только на определенных условиях;
· обеспечить документальное оформление сделанных выводов;
|
· должностные инструкции
· приказы
· бланк по оценке клиента и определению возможности принятия задания
|
в) информировать работников о процедурах сохранения сотрудничества с аудируемым лицом
|
· бланк по оценке клиента и определению возможности принятия задания
|
г) определить лиц, ответственных за обеспечение сохранения сотрудничества с аудируемым лицом, и обеспечить соответствующий контроль
|
· должностные инструкции
· приказы
|
Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества
|
1. Определение объема и содержания программы аудиторской организации (индивидуального аудитора) по наблюдению за процедурами внутреннего контроля качества.
|
а) установить процедуры, необходимые для обеспечения разумной уверенности в том, что цель и процедуры внутреннего контроля качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) являются эффективными, в том числе:
· определить цели, подготовить инструкции и программы проверки, используемые при наблюдении;
· подготовить методические указания в отношении объема работ и критериев отбора аудиторских заданий, подлежащих обзорной проверке;
· определить периодичность и сроки проведения мероприятий в ходе осуществления наблюдения;
· установить методы разрешения разногласий, которые могут возникнуть между лицами, ответственными за проведение проверки, работниками, участвующими в выполнении аудиторского задания, или руководящими работниками;
|
· внутренний стандарт
· инструкции
· программа мониторинга
|
б) установить уровень компетентности работников, которые будут участвовать в наблюдении, и способы их отбора, в том числе:
· определить критерии отбора, включая уровень ответственности работников и требования к наличию специальных знаний;
· определить лиц, ответственных за отбор работников;
|
· должностные инструкции
· приказы
|
в) проводить наблюдение, в том числе:
· проверять соблюдение принципов и конкретных процедур внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора);
· выборочно проверять аудиторские задания на предмет соответствия профессиональным стандартам, а также целям и процедурам, применяемым аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в отношении внутреннего контроля качества аудита.
|
· вопросник или иной РД по мониторингу
· программа проверки
|
2. Сообщение об установленных фактах соответствующим представителям руководства аудиторской организации (индивидуальному аудитору), обеспечить планирование и осуществление мероприятий по наблюдению, а также общую проверку системы внутреннего контроля качества в аудиторской организации (у индивидуального аудитора).
|
а) обсудить факты с соответствующими работниками;
|
· протоколы обсуждений
|
б) обсудить выводы, сделанные по результатам отобранных для проверки аудиторских заданий, с руководящими работниками, отвечающими за такие задания;
|
· протоколы обсуждений
|
в) сообщить руководству аудиторской организации (индивидуальному аудитору) об установленных фактах и дать рекомендации в целом и по отобранным для проверки аудиторским заданиям, а также сообщить о проведенных или планируемых мероприятиях по устранению недостатков;
|
· отчет руководству о результатах мониторинга
|
г) установить, что запланированные мероприятия действительно проводились
|
· подпись о контроле выполнения процедур мониторинга в программе
|
д) определить необходимость изменения и (или) уточнения целей и процедур, применяемых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) в отношении внутреннего контроля качества, исходя из результатов наблюдения и других значимых факторов.
|
· отчет руководству о результатах мониторинга
|