ЖУРНАЛ ПЕРВЫЙ В БУХГАЛТЕРИИ
B2BMEDIA
USD 35.74   EUR 45.37   МРОТ 2300 руб.
Ставка рефинансирования,%
13.00   
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
  Войти      Регистрация





СТАТЬИ

Возможность возмещения излишне уплаченных взносов в ПФР и процентов за несвоевременный возврат

Вопросы о порядке и источнике уплаты процентов, начисленных за несвоевременный возврат страховых взносов, пеней и штрафов, а также процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов, пеней и штрафов по взносам пока законодательно не урегулированы. Как быть налогоплательщику, сталкивающемуся с такими проблемами, поможет понять судебная практика, а также анализ позиции Минфина и ФНС.

30.10.2008
Выпуск:  2008-11;     Автор:  Роман Жеребцов, старший консультант группы управления персоналом и налогообложения физических лиц КПМГ в России и СНГ;    

РОМАН ЖЕРЕБЦОВ
старший консультант группы управления персоналом и налогообложения физических лиц КПМГ в России и СНГ


Если перечислили излишнюю сумму налогов и сборов


Если при расчетах с бюджетом вы перечислили излишнюю сумму налогов или сборов, то ситуацию можно исправить. Специально для таких случаев Налоговый кодекс РФ1 предусматривает возможность возврата излишне уплаченного налога по письменному заявлению налогоплательщика, которое может быть подано в течение трех лет со дня излишней уплаты либо по результатам совместной сверки расчетов по налогам, сборам с налоговым органом. При этом срок возврата налога по закону должен занять не больше одного месяца с момента получения налоговым органом заявления налогоплательщика, включая 10 дней на принятие решения о возврате и еще 5 дней, чтобы письменно известить налогоплательщика о принятом решении. Если налоговый орган не уложился с возвратом налога в месячный срок, он должен компенсировать налогоплательщику просрочку путем уплаты процентов исходя из действующей ставки рефинансирования Центробанка России за каждый календарный день просрочки возврата2.

Эта процедура применяется для возврата налоговых платежей, сборов, а также пеней и штрафов. На практике налоговики, хотя и не всегда в срок, но возвращают излишне уплаченные в бюджет суммы. Однако если в результате ошибки или по требованию налогового органа налогоплательщик допустил, скажем, излишнюю уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, то, скорее всего, при их возврате он столкнется с определенными трудностями.

Как вернуть излишнюю уплату страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию


Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, несмотря на некоторую схожесть с налогом в отношении обязательности уплаты, имеют принципиально иную правовую природу. Налог является индивидуально безвозмездным платежом, взимаемым со всех налогоплательщиков в целях финансового обеспечения деятельности государ-ства3. В свою очередь, страховой взнос по обязательному пенсионному страхованию представляет индивидуально возмездный возвратный платеж, уплачиваемый в Пенсионный фонд в целях обеспечения персонального права каждого гражданина на получение в последующем пенсии из государственного бюджета в размере, эквивалентном страховым взносам, накопленным на его индивидуальном лицевом счете к моменту выхода на пенсию. Данные отличия страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию от налогов неоднократно подчеркивались высшими судебными органами РФ4.

В связи с этим Министерство финансов РФ, а вслед за ним и налоговые органы, делали вывод о том, что порядок, предусмотренный статьями 78 и 79 НК РФ, не применяется к возврату или зачету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование5.

Следует отметить, что действующий Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»6 не определяет процедуру возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Данный закон предусматривает возможность возврата страховых взносов ПФР только в ситуации, когда невозможно определить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, и возлагает на налоговые органы только функции контроля правильности исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В связи с неурегулированностью законодательства, Минфин России в своем письме7 предложил все вопросы о возврате (зачете) страховых взносов решать в судебном порядке.

Позиция Минфина России


Министерство финансов РФ в своих разъяснениях по рассматриваемому вопросу обходило вниманием тот факт, что в соответствии с бюджетным законодательством РФ налоговые органы являются администратором бюджетных доходов в виде страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, в чьи полномочия входит, в частности, принятие решений о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, а также пеней, штрафов и процентов за просрочку возврата.

Поскольку налоговые органы, следуя разъяснениям Министерства финансов РФ, которые являются для них обяза-тельными8, отказывались возвращать излишне уплаченные взносы в ПФР, налогоплательщикам не оставалось ничего иного, как требовать возврата своих денег в судебном порядке. Суды оказались завалены однотипными исками организаций и предпринимателей, требующих возврата своих денег, ошибочно перечисленных в Пенсионный фонд. Большинство решений по ним было принято в пользу налогоплательщиков. Несколько дел дошло даже до Президиума ВАС РФ, который принял ряд постановлений9, в которых разъяснил, что действующее законодательство не дает полномочий Пенсионному фонду возвращать плательщикам переплаченные ими страховые взносы. Такая обязанность возложена именно на налоговые органы как на администраторов этих платежей, которые, согласно бюджетному законодательству, имеют полномочия принимать решения о возврате излишне уплаченных платежей в бюджет, а также пеней, штрафов и процентов за просрочку их возврата.

В ситуации, когда арбитражная практика пошла вразрез с позицией Министерства финансов, последнее было вынуждено скорректировать свою точку зрения. Минфин выпустил письмо10, в котором разъяснил, что налоговые органы имеют право принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пеней, штрафов и процентов за их несвоевременный возврат. Немного позднее, в письме11 Минфин России еще раз подтвердил свою позицию и рекомендовал ФНС осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов в ПФР в порядке, установленном НК РФ. Относительно процентов за несвоевременный возврат Минфин сообщил, что процедуру и источник уплаты процентов необходимо прямо прописать в бюджетном законодательстве.

    Комментарий чиновника

    Ольга Борзунова, консультант правового управления Государственной Думы РФ, канд. юр. наук
    Несмотря на то что по решению данной проблемы предпринимаются некоторые изменения в законодательстве, поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы ждать пока не приходится. В то же время в проекте Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», который находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ, Минфин России предусмотрел норму, определяющую порядок администрирования возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных взносов. Таким образом, после принятия закона о федеральном бюджете у налоговых органов будет законодательно закрепленная обязанность возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Данная норма носит переходный характер, поскольку в перспективе регулирование указанных вопросов будет осуществляться соответствующими нормативными правовыми актами. Будем надеяться, что до 31 декабря 2009 года (до окончания срока действия федерального закона о федеральном бюджете) соответствующие изменения будут внесены.

Таким образом, учитывая, что в отношении процедуры возврата излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ арбитражная практика и Минфин России пришли наконец к единому мнению, то есть основания ожидать того, что и налоговые органы на практике будут руководствоваться этой позицией, осуществляя возврат излишне уплаченных страховых взносов в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ. Что касается уплаты процентов, то представляется, что получить проценты за несвоевременный возврат налогоплательщики смогут лишь в судебном порядке, поскольку, по мнению Мин фина России, данный вопрос законодательством не урегулирован. Сейчас судебная практика по этому вопросу складывается в пользу налогопла-тельщика12.

    Позиция чиновника

    Тамара Дашина, начальник управления организации взаимодействия со страхователями и застрахованными лицами, взыскания недоимки отделения ПФР по г. Москве и Московской области

    Действительно, долгое время возмещение излишне уплаченных взносов в ПФР было серьезной проблемой для страхователей. ФНС России, администратор единого социального налога, отказывалась делать возврат, а Пенсионный фонд РФ не имел таких полномочий.

    К нам приходило немало писем от страхователей с просьбой разъяснить, как поступить в ситуации, связанной с переплатой. Многие обращались напрямую в территориальные управления Пенсионного фонда России. Мы могли посоветовать только один выход – обратиться в суд.

    Позиция Минфина России, изложенная в письмах13 и подтверждающая, что налоговые органы имеют право принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, безусловно, очень важна для страхователей и будет способствовать быстрейшему разрешению конфликта, возникшего при переплате страховых взносов.

    Единственное, что мне бы хотелось добавить. Порой возникают ситуации, когда плательщики неправильно распределяют страховые взносы между страховой и накопительной частями пенсии. В одном случае возникает недоплата, в другом – переплата. Прежде чем обращаться за возвратом переплаченной части страховых взносов, нужно учесть, что недоплату необходимо погасить. В противном случае неизбежны штрафные санкции. Поэтому лучше сначала доплатить взносы в ПФР в той части, где есть недостаток. И тогда уже требовать от ФНС России возврата переплаченной суммы по другой части.

Излишне уплаченные взносы в ПФР: что говорит судебная практика


Мария Сивакова, помощник судьи арбитражного суда орловской области, государственный советник юстиции РФ 2-го класса

Отсутствие в Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определенности в отношении того, на какое ведомство (органы Пенсионного фонда РФ или налоговые инспекции) возложена обязанность по осуществлению зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, длительное время порождало значительное число судебных споров. Остается надеяться, что с появлением писем Минфина России14 позиция нижестоящих налоговых органов также будет скорректирована в направлении более быстрой (внесудебной) процедуры разрешения указанного вопроса по заявлениям плательщиков (страхователей).

Как правильно получить возмещение


В этой связи следует обратить внимание на следующее обстоятельство: не имеет значения причина, по которой образовалась переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, – в результате неверного расчета подлежащей уплате суммы либо из-за неправильного указания реквизитов платежа в платежном поручении или квитанции на оплату, например КБК15, назначения платежа и т.п. В любой из упомянутых выше ситуаций налоговый орган обязан по требованию плательщика (страхователя) осуществить возврат (зачет) излишне уплаченных страховых взносов или произвести уточнение платежа в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 45 НК РФ. В последнем случае пени, начисленные до момента уточнения платежа, сторнируются.

Данное правило справедливо не только для страхователей – организаций, у которых возникает обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении сумм производимых ими выплат в пользу физических лиц, но и для индивидуальных предпринимателей16, уплачивающих страховые взносы за себя в виде фиксированного платежа17. Тот же порядок распространяется и на излишне уплаченные (взысканные) суммы авансовых платежей по страховым взносам, а также пеней штрафов, связанных с исполнением обязанности по их уплате.

Возможен не только возврат, но и зачет


Кроме того, положения статей 78 и 79 НК РФ допускают возможность проведения не только возврата, но и зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм обязательных платежей как в счет погашения уже имеющейся задолженности, так и в счет исполнения обязанности по уплате предстоящих платежей18. Срок принятия решения о проведении зачета ограничен 10 днями:

– со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика;
– со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая сверка проводилась;
– со дня обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога.

При этом в случае осуществления зачета проценты на сумму излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не начисляются.

На практике достаточно распространены ситуации, когда сроки для осуществления зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) обязательных платежей, предусмотренные статьями 78 и 79 НК РФ, налоговыми органами не соблюдаются. Если по истечении указанных сроков никакого решения не принято, то плательщик (страхователь) вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия налоговой инспекции незаконным, одновременно потребовав устранить нарушения его прав и законных интересов19, допущенные в результате неправомерного бездействия ответчика, посредством осуществления, соответственно, зачета или возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм с начислением на них причитающихся процентов. Если же налоговая инспекция в письменной форме20 отказалась производить зачет (возврат) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то плательщик (страхователь) также может оспорить указанный отказ в судебном порядке21 и потребовать устранения нарушений его прав и законных интересов по правилам подп. 3 п. 4 ст. 201 АПК РФ22. В рассматриваемой ситуации у страхователей есть альтернатива – они вправе требовать зачета или возврата переплаченной суммы страховых взносов (но только в пределах трех лет со дня их уплаты) в порядке искового производства23.

Здесь важно помнить, что:
– если производится возврат излишне уплаченных страховых взносов, то проценты за нарушение срока их возврата подлежат начислению по истечении одного месяца со дня подачи плательщиком (страхователем) в налоговый орган соответствующего заявления о возврате24;
– если производится возврат излишне взысканных страховых взносов, то проценты на излишне взысканную сумму начисляются со дня, следующего за днем ее взыскания, по день фактического возврата плательщику (страхователю) независимо от даты подачи заявления о возврате25.

    Позиция чиновника

    Андрей Брусницын, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса

    Полномочия налоговых органов, определенные Налоговым кодексом и «Положением о Федеральной налоговой службе»26, не включают операций по возврату страховых взносов. Кроме того, природа налога и страховых взносов действительно различна. Поэтому, учитывая, что основной задачей налоговых органов является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, первоначальная позиция Минфина о неправомерности применения статей 78, 79 Налогового кодекса РФ к возврату страховых взносов и соответствующие отказы налоговых органов имели под собой основания.

    Другое дело, что реальные правоотношения связаны с необходимостью такого возврата независимо от наличия или отсутствия установленных полномочий и порядка его проведения.

    Соответствующий правовой пробел был частично восполнен арбитражной практикой, которая пошла по единственно возможному пути и указала на необходимость возврата сумм именно налоговыми органами как администраторами соответствующих поступлений.

    Формирование такой арбитражной практики уже само по себе является положительным моментом для организаций, претендующих на возврат излишне уплаченных страховых взносов. Наличие однозначной позиции ВАС РФ существенно повышает шансы на выигрыш дела в арбитражных судах округов. Однако судебные разбирательства достаточно длительны и дороги для организаций.

    В связи с этим изменение позиции Минфина России и рекомендации для ФНС России о возможности проведения возврата страховых взносов могут привести к сокращению административных барьеров при получении соответствующих возвратов и сокращению судебных разбирательств.

    Поэтому в настоящее время при необходимости получения возврата по страховым взносам перед обращением в суд имеет смысл обратиться за возвратом в налоговый орган и привести в качестве обоснования соответствующую позицию Минфина России.

    При этом с момента вступления в силу законодательных норм, обязывающих налоговые органы проводить соответствующие возвраты в установленном порядке, проблему можно будет считать решенной.


1 Ст. 78 НК РФ.

2 Пункт 12 ст. 78 НК РФ.

3 Ст. 8 НК РФ.

4 Определения КС РФ от 05.02.04 №28-О и от 04.03.04 № 49-О, постановление Президиума ВАС РФ от 22.04.03 № 12355/02, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.04 № 79.

5 Письма Минфина России от 24.05.07 от № 03-02-07/1-252, от 06.03.06 №03-11-02/50, письма ФНС России от 15.03.06 №19-4-06/000036, от 01.03.06 № 19-04-03/000044.

6 Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ.

7 Письмо Минфина России от 29.01.07 № 03-02-07/1-22.

8 Подп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ.

9 Постановления Президиума ВАС РФ от 05.09.06 № 2776/06 и № 4240/06.

10 Письмо Минфина России от 12.05.08 № 03-02-07/2-87.

11 Письмо Минфина России от 23.06.08 № 03-02-07/1-228.

12 Например, постановления ФАС Московского округа от 09.11.07 № КА-А40/10564-07 по делу № А40-65037/ 06-98-379, постановление ФАС Московского округа от 08.08.07, 15.08.07 № КА-А40/7767-07 по делу № А40-79492/06-127-470; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.03.06 по делу № А29-6309/2005А.

13 Письма Минфина России от 12.05.08 № 03-02-07/2-87, от 23.06.08 № 03-02-07/1-228.

14 Письма Минфина России от 12.05.08 № 03-02-07/2-87 и от 23.06.08 № 03-02-07/1-228.

15 Аналогичная ситуация рассмотрена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.12.07 № Ф08-8475/2007-3179А. Определением судебной коллегии ВАС РФ от 20.03.08 № 3722/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра принятых по нему судебных актов в порядке надзора.

16 К этой группе страхователей относятся также адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (подп. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ).

17 Ст. 28 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ.

18 С 1 января 2008 года указанный зачет производится только в пределах соответствующих видов налогов (федеральных, региональных и местных), а также по пеням, начисленным по этим налогам и сборам (абзац 2 п. 1 ст. 78 НК РФ с учетом положений п. 2 ст. 7 Федерального закона от 27.07.06 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования»).

19 По правилам подп. 3 п. 5 ст. 201 АПК РФ.

20 Посредством направления страхователю письма, решения об отказе в осуществлении зачета (возврата), вынесенного по результатам проведения налоговой проверки, и т.п.

21 Как не соответствующий закону нормативный акт – на основании п. 1 ст. 198 АПК РФ.

22 В указанных случаях заявленные требования облагаются госпошлиной в следующих размерах: для юридических лиц – 2 тыс. руб., для индивидуальных предпринимателей – 100 руб. за каждое требование о признании бездействия незаконным или одного ненормативного акта об отказе произвести зачет (возврат) – недействительным.

23 Однако в этом случае истцу придется уплатить госпошлину, исчисленную исходя из величины оспариваемой суммы, то есть как по имущественному требованию.

24 Пункт 10 ст. 78 НК РФ.

25 Пункт 5 ст. 79 НК РФ.

26 Утверждено постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506.



Выпуск: 2008-11
Практикум
Все статьи





ГОРЯЧИЕ НОВОСТИ:

Производственный календарь на 2009 год
На сайте системы «КонсультантПлюс» размещен производственный календарь на 2009 год.
 04.12.2008

Опубликованы данные мониторинга рынка труда по субъектам РФ
На конец ноября 2008 года численных безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 1 млн....
 03.12.2008

С 2010 года планируется ввести дополнительные льготы по налогам при операциях с ценными бумагами
Минфин России планирует ввести с 2010 года дополнительные льготы по налогообложению доходов от операций с ценными бумагами,...
 03.12.2008

все новости »»
МЕРОПРИЯТИЯ:
все мероприятия »»
Журнал "Финансовый директор"

© Журнал «Первый в бухгалтерии. Сhief accountant». Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции. Техническая поддержка: [email protected]
Карта
rss
Карта